Пятница, 03.05.2024, 16:43
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Верхнемакеевская СОШ

Сведения об образовательной организации
Методичеcкие материалы
Выпускникам
Новости
Наш опрос
Оцените сайт школы
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История школы

     

 В Верхнемакеевке до революции были две школы. Одна была казенная, у нее было три класса. Первый учитель был Борис Борисович Барбаянов. Потом приехали Капитолина Ефимовна и Михаил Прокопьевич Передереевы. Они были присланы в Верхнемакеевку примерно в 1908-1909 годах. Об этих учителях макеевцы сохранили добрую память. В школе преподавали грамматику, арифметику, закон божий и церковно-славянский язык. В школе учились преимущественно дети крестьян и бедняков. Эту школу успешно окончил Гирин А.П., Гришков Д.М., Величко Н.Г. и другие.

       Была и другая – церковно-приходская школа. Она была при церкви и располагалась в церковной караулке, в другой половине жили звонари.

Новая семилетняя школа была открыта в Верхнемакеевке 1 сентября 1931 года. В 1931-1932 учебном году в школу пришло 400 учащихся. Впервые в селе столько детей село за парты.

       Работа в школе была связана с многими трудностями. Не хватало книг, тетрадей. Большое внимание уделялось производственному обучению.

В 1934 году школа сделала первый выпуск из седьмых классов.

С 1 сентября 1936 года школа была преобразована в среднюю.

В 1940-1941 учебном году в 23-х классах обучалось 665 учащихся.

В 1982 году на средства колхоза им. Ленина было построено новое здание школы.

 

Среди учителей нашей школы было много талантливых и ярких личностей. К сожалению, многие ушли из жизни, но бывшие выпускники помнят их поимённо.

  1. Барбаянов Борис Борисович
  2. Передереев Михаил Прокопьевич
  3. Передереева Капитолина Ефимовна
  4. Костромеев Алексей Спиридонович
  5. Шарый Петр Яковлевич ( погиб в боях за Сталинград)
  6. Лопаткин Николай Семенович (погиб в годы войны)
  7. Кравцов Пантелей Никифорович
  8. Гуляева Елена Васильевна
  9. Таранов Тимофей Ильич
  10. Лавронов Алексей Ефимович
  11. Лавронова Руфина Тимофеевна
  12. Иванюк Надежда Пантелеевна
  13. Кладиева Александра Филипповна
  14. Шевцова Тамара Федоровна
  15. Диденко Дмитрий Андреевич
  16. Величко Федор Миронович
  17. Голубенко Мария Александровна
  18. Лопатина Матрена Семеновна
  19. Ломова Нина Ивановна
  20. Бондарева Анастасия Ивановна
  21. Дрыгин Николай Федотьевич
  22. Охрий Мария Акимовна
  23. Гончаров Евгений Афанасьевич
  24. Ганноченко Иван Петрович
  25. Борисова Нина Петровна
  26. Поварова Пелагея Демьяновна
  27. Некрасов Алексей Акимович
  28. Рехин Анатолий Викторович
  29. Строгая Александра Петровна
  30. Некрасова Лидия Сафроновна
  31. Гусакова Тамара Николаевна
  32. Краснянская Екатерина Спиридоновна

           31 год проработал директором школы Некрасов Алексей Акимович. За это время он был награждён значками «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР»; медалью «За трудовое отличие»; удостоен звания «Заслуженный учитель школ РФ».

        Эстафету руководителя школы подхватили Гончаров Евгений Афанасьевич, проработавший директором 4 года, Лозневой Евгений Фёдорович (9 лет), Замуриева Татьяна Алексеевна (16 лет).

        Некоторые учителя школы сейчас находятся на заслуженном отдыхе, но учащиеся школы и односельчане всегда рады видеть:

  1. Рябинскую Валентину Тимофеевну
  2. Соколову Марию Иосифовну
  3. Дахнову Любовь Ивановну
  4. Лавронову Дору Егоровну
  5. Соколова Ивана Семеновича
  6. Тимонову Электрину Ивановну
  7. Тыртый Лину Павловну
  8. Лозневого Евгения Федоровича
  9. Еготинцеву Ольгу Николаевну

Выписка из книги учёта выдачи аттестатов особого образца: /papka_2/nashi_medalisty.docx

Разделы школьного музея:

      

 

                                                                                               Выпускники школы: 

 

Ясько Николай Филиппович

(1939-1970 гг.)

Капитан-лейтенант АПЛ «К-8»,

Уроженец Кашарского района Ростовской области

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно)

 

(из архивных документов)

 

Капитан - лейтенант Ясько Николай Филиппович родился 27 ноября 1939 года в Кашарском районе Ростовской области. Был самым младшим  в многодетной семье. Учился, по свидетельству родственников,  в Макеевском интернате, учился хорошо. В 1956 году получил аттестат зрелости.

Далее была служба в Морфлоте. Во время отпуска в Ленинграде он   познакомился с девушкой Натальей и сразу же влюбился. Чувства были взаимны. Пара была очень хороша. Он - высокий, красивый, улыбчивый, с копной светлых волнистых волос  и она - веселая, красивая, хрупкая, нежная, с роскошными темными волосами.

Наталья обещала ждать его со службы, а Николай мечтал стать  офицером Военно-Морского Флота. И вскоре он поступил в Высшее военно-морское инженерное  училище имени Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде. На втором курсе молодые люди поженились. В 1963 году родилась дочь, которую назвали  Наташей.

Николай окончил училище с отличием. После  учебы Николай Ясько  получает назначение на Северный флот. С одним чемоданом и детской кроваткой семья прибыла в Североморск. В штабе Ясько предоставили самому сделать выбор - где служить. Узнав, что его друг и однокашник Геннадий Симаков уже служит в Гремихе на АПЛ «К-8», попросился туда же. Дружба связывала их еще с  училища.

 «В Гремихе всегда было непросто с жильем» - вспоминал капитан 1 ранга Б.Г. Константинов. «Я переходил на другое место службы, уезжал из Гремихи, и мою квартиру выделили семье Николая Ясько. Он заступал на мое место в экипаже. Они уже приехали, а мне нужно было еще несколько дней для того, чтобы сдать все дела. Предложили мне остаться пожить с ними вместе в той квартире, но я ушел в казарму. У них была маленькая дочка, а я уже был один».  Были проблемы с горячей водой, с продуктами, с молоком для детей. Не было нормальной мебели. Многое переходило от прежних хозяев квартиры. Но бытовые неудобства не омрачали молодую семью. Была большая любовь, понимание и счастье.  Там все так жили, дружили семьями и помогали друг другу.

В Гремихе всегда были особенные отношения между людьми. Как рассказывала вдова лейтенанта Шевцова В.И. Светлана, когда они приехали на службу, им не было предоставлено отдельное жилье, просто жилья свободного в тот момент не было и Шевцовы жили некоторое время в общей казарме с матросами. Конечно, молодой женщине было очень неловко, тем более, что они ждали пополнения в семье.  Так вот, узнав об этом, один молодой офицер пришел к ней и говорит: «Ты Шевцова? На, возьми ключи от моей квартиры, моей жены сейчас здесь нет, идите и живите там. А я  здесь, с ребятами перекантуюсь». 

В 1967 году у Ясько появилась вторая дочь - Лена. Служба шла своим чередом. Появлялись новые звездочки на погонах. Николай Ясько стал капитан-лейтенантом,  командиром группы дистанционного управления дивизиона движения БЧ-5 (КГДУ ДД).  В отпуск молодые ездили к родственникам в Ростовскую область. Сохранились фотографии, сделанные в тех поездках.  Даже на них видно, какие чувства были между этими людьми. Всего 8 лет счастья было им отпущено. Веселым и улыбчивым остался Николай Ясько в памяти жены и друзей.

17 февраля 1970 года АПЛ «К-8» вышла на боевое дежурство из ВМБ Гремиха Мурманской области. В поход ушли 125 человек. У каждого члена экипажа свои обязанности и свой пост.

Ясько Николай Филиппович был командиром 8 отсека, отвечал за все, что там  происходило.  В 8-ом отсеке находился медпост. Здесь же располагались жилые помещения и камбуз. На камбузе готовили еду и кормили  весь экипаж, в дни рождения готовили праздничный торт, поздравляли именинника. Особенно команда любила ежевечерний чай перед сном.

В жилых помещениях члены экипажа отдыхали между сменами. В боевом походе было три смены. Одна смена всегда стояла на вахте на боевых постах.

Членов экипажа АПЛ всегда тщательно отбирали по здоровью. Начиная с призывной комиссии РВК, где решался вопрос, куда пойдет служить призывник: во флот или армию. Потом медкомиссия в учебном отряде, где также решался вопрос – надводный или подводный флот, береговая или корабельная служба. А затем медосмотр перед походом. Предпочтение отдавали крепким деревенским ребятам, часто из многодетных семей. Таким всегда было проще адаптироваться в  реалиях жизни на подводной лодке.

Лазарет от жилых помещений был отгорожен массивной железной дверью. Здесь хранились личные медкарты экипажа, набор медицинских инструментов на случай операции, медикаменты.

На борту субмарины были два медика - капитан медицинской службы Соловей Арсений Мефодьевич и медицинский фельдшер Блещенков Анатолий Иванович.

Все члены экипажа «К-8» были молоды, и если не было экстренных ситуаций на борту, то работа медиков сводилась к профилактике и выпуску медицинских бюллетеней и листков психологической разгрузки, в которых говорилось о важности приема витаминов, психологическом климате и правильной оценке собственного здоровья. Обычно листки психологической разгрузки были полны острых шуток, «морского юмора» и анекдотов. Смешные рисунки и карикатуры, дружеские шаржи выполняли признанные художники «К-8» - старшина 1-ой статьи Евгений Фёдоров, старший матрос Юрий Машута, а также лейтенант шахтинец Владимир Шевцов. Им доверяли и серьезную работу по оформлению «красного уголка». Вместе со всей страной экипаж «К-8» готовился к 100-летию В.И. Ленина.

Это произошло 5-ого апреля. Лодка находилась на пути следования в северо-восточную часть Атлантики, чтобы принять участие в учениях «Океан». Позади были почти два месяца боевого патрулирования в Средиземном море. Начмеда Соловья А.М. вызвали в один из отсеков для оказания помощи одному из членов экипажа, которому внезапно стало плохо. Старшина жаловался на боль в боку. Осмотрев его, корабельный врач поставил диагноз – аппендицит, и дал указания фельдшеру Блещенкову А.И. готовить всё для срочной операции. Старшине повезло. Арсений Соловей был хирург от Бога. Так вспоминали о нем его коллеги по медицинской академии в Ленинграде.

Старшине становилось все хуже. Его на руках перенесли в 8-й отсек в медпункт. На маленькой кушетке, включив всё возможное освещение, на глубине, среди Атлантического океана, врач Соловей и фельдшер Блещенков провели операцию, по окончании которой по громкой связи во все отсеки была передана информация о самочувствии больного. Медики, сменяя друг друга, неотлучно дежурили в медпункте. Поправлялся старшина тяжело, нужен был свежий воздух. Но где его взять? Через несколько дней он пошел на поправку. Все за него радовались, ведь экипаж – одна семья.

Неожиданно 8-ого апреля в 22-30 на глубине более 100 метров раздался сигнал аварийной тревоги. В 3 и 7 отсеках одновременно начался пожар. На вахте стояла третья боевая смена. В 3 отсеке подводники боролись с огнем, а в 7  загорелась регенерация. Это, по сути, кислород, и потушить ее невозможно обычными средствами. В считанные секунды отсек заполнился дымом и командир приказал оставить 7 отсек.

В выгородке 7 отсека, где бушевал огонь, был пост Главной энергетической установки (ГЭУ). Туда по сигналу тревоги прибыла первая боевая смена, самые опытные управленцы. Это были старшие лейтенанты Шостаковский Георгий и Чугунов Геннадий,  капитан - лейтенант Чудинов Александр  и капитан 3 ранга  Хаславский Валентин. Они выпроводили из поста офицеров предыдущей смены, в числе которых был и Геннадий Симаков и задраились в посту. Геннадий Симаков успел выбежать, пересек 8 отсек и заскочил в 9 отсек, так как он был командиром 9 отсека и хотел быть на своем месте. Все переборки после этого были немедленно задраены.

Четыре офицера ГЭУ успели заглушить атомные реакторы и доложили об этом, но выйти оттуда им было уже не суждено. Это была последняя информация, которую по связи получили подводники соседнего 6-ого отсека от смены офицеров с поста. Офицеры сгорели заживо. Лодка всплыла. Тепловой взрыв у берегов старой Европы был предотвращен.

После  всплытия из 3 отсека подводники выбрались на палубу. Люк 8 отсека не открывался.

Членов экипажа, свободных от вахты, пожар застал в разных местах. Только что закончился вечерний чай, поэтому в жилом 8-ом отсеке было много народа. Сюда же, по приказу оставить отсек, выскочили другие члены экипажа из горящего 7-ого. В отсеке был люк наверх, но при экстренном всплытии его заклинило. Аппараты ИДА были не у всех. Дыхательные аппараты того времени были громоздки и хранились они только на боевых постах. Все переборки были задраены, но угарный газ все же просачивался. Командир 8-го отсека капитан- лейтенант Николай Ясько и  лейтенант Владимир Шевцов начали организовывать борьбу за живучесть и сохранение людей, оказавшихся волей случая в 8-м отсеке.

В 8-ом отсеке были штатные личные дыхательные аппараты подводников только этого отсека, в том числе два в лазарете. В 8 отсеке оказалось 19 человек. В лазарете при выздоравливающем, но еще очень слабом старшине находился врач Арсений Соловей. Врач передал фельдшеру его дыхательный аппарат, а свой надел на больного. «А как же Вы?» - спросил старшина. «Я врач, и знаю, как себя защитить» - ответил А. Соловей. Какое-то время он дышал через мокрый платок, но через некоторое время больной почувствовал, как врач обмяк и уткнулся ему в ноги. Арсений Соловей погиб от отравления угарным газом, а старшина, включенный в дыхательный аппарат, закрытый в лазарете, не знал, что происходит за металлической дверью в жилом 8-ом отсеке.

А в 8-ом отсеке продолжалась борьба.. Связи уже не было, подводники в задымленном и загазованном отсеке были в полном неведении о том, что происходит.  Люк никак не могли открыть изнутри. Сломали кремальеру, стучали кувалдой, но люк не поддавался. Те, кто наверху пытался открыть люк, быстро расходовали кислород и падали вниз,  на их место поднимались другие... Самые опытные подводники сказали, что нужно меньше двигаться, чтобы не расходовать силы и кислород, так как открыть спасительный люк можно было теперь только сверху.

 А когда спасительный люк через несколько часов удалось открыть сверху, живых там осталось только четверо. К удивлению всех, среди них был и прооперированный старшина, который своим спасением обязан врачу Арсению Мефодьевичу Соловью. Остальных с отравлениями и в состоянии клинической смерти поднимали наверх те, кому удалось проникнуть сверху в задымленный отсек. Отравленные угарным газом, имея ожоги разной степени тяжести, подводники один за другим умирали. Квалифицированную помощь оказать им было некому. Врач и фельдшер  погибли. Погибли и Николай Ясько и Владимир Шевцов, до конца выполнившие свой воинский долг. Погибших перенесли в ограждение рубки.

В 9 отсеке тяжело переживали ситуацию, когда за дверью гибли их товарищи. Нельзя было впустить задыхающихся друзей - таков суровый Устав подводников. Там тоже было 19 человек и на всех всего два аппарата ИДА. И туда стал просачиваться угарный газ, но догадливость ст. матроса Ивана Олейника, который загерметизировал щель под люком алюминиевыми ложками, спасла всем жизнь. Выход из 9 отсека только через люк 8 отсека. Когда подняли всех из 8 отсека, смогли выбраться наверх без потерь все подводники из 9 отсека.

10 апреля беспомощную, без связи и хода, субмарину АПЛ «К-8» обнаружил болгарский сухогруз «Авиор», на борту которого был русский капитан Рэм Германович Смирнов, выпускник 1966 года судоводительского факультета ЛВИМУ им. адмирала Макарова (ныне ГУМРФ им. адмирала Макарова). Раненых и больных сразу перевели на сухогруз. Ослабевшего старшину с разошедшимися швами тоже было решено переправить на болгарский сухогруз, не дожидаясь подхода спасателей. Никто уже не надеялся, что он выживет после таких злоключений. Но судьба была к нему благосклонна. Он один из тех, кто пережил страшную трагедию экипажа АПЛ «К-8». Жив Ю.В. Ильченко и сегодня.

Остальным была оказана помощь. Налажена связь с Москвой. На помощь субмарине вышли спасательные советские суда. Надвигался шторм. 11 апреля к подлодке подошли несколько торговых судов. Весь день прошел в попытках взять лодку на буксир, но шквальный ветер рвал тросы. Вечером с лодки были отправлены еще 30 человек, так как внутри субмарины находиться было нельзя - все отсеки были загазованы. Вода доходила уже до рубки, волны перекатывались через корму.

В ночь на 12 апреля на лодке осталась команда добровольцев - 22 человека. Надеялись, что утром стихнет шторм и можно будет продолжить работы по буксированию. Но ночью лодка пошла на дно. Шторм не дал шансов выжить никому. Это случилось 12 апреля 1970 года. Вместе с лодкой на дно Бискайского залива ушли и живые и мертвые 52 подводника. На эту историю надолго был наложен гриф «Совершенно секретно».

Закрытым указом все члены экипажа были награждены. Командир лодки, капитан 2-ого ранга Бессонов В.Б. – Звездой Героя Советского Союза (посмертно). Остальные погибшие члены экипажа - орденом Красной Звезды. Но ордена Красной Звезды семьям не переданы.

Вдовам было предложено покинуть Гремиху. Наталья Семеновна с девочками вернулась в Ленинград. Живет и сегодня в  Санкт-Петербурге. Дочки выросли, повзрослели и живут со своими семьями. Наталья в США, в Нью-Йорке, Елена в Белоруссии, в Гомеле.

В 1974 году в ВМБ Гремиха СФ был открыт памятник «Погибшим в океане» работы скульпторов Малютина А.И. и Бесчастной О.Я. Монумент в виде паруса, в котором вписан круг, как шпангоут корабля. В круге изображен эпизод, где врач передает дыхательный аппарат члену экипажа.

Именами командира «К-8» Бессонова В.Б. и корабельного врача Соловья А.М названы улицы в Гремихе.

Радиационный фон в точке гибели «К-8» и в наше время остается в норме. Значит, экипаж «К-8» выполнил свой воинский долг.

В 2010 году начала поисковую работу группа «Морская вахта памяти» ГУМРФ им. адмирала Макарова (Санкт-Петербург), под руководством Русиной М.А. Из 38 найденных семей погибших подводников не были получены наградные документы у 10. Этим фактом заинтересовалась Военная прокуратура СФ. Вопросом занялись поистине неравнодушные люди, тогда еще полковник юстиции Попов А.В. и полковник юстиции Пенкин А.А. Началась проверка. Данные подтвердились. Работа была сделана оперативно. Первые наградные документы спустя 46 лет были вручены в Северодвинске на заводе «Севмаш» вдове мичмана Петрова Е.А.

Спустя полгода был проведен День памяти врача Соловья А.М. в г. Петрозаводске, где проживала его вдова Раиса Максимовна Соловей. Ей также вручено Удостоверение о награде СССР погибшего мужа. В настоящее время идет проверка по не выданным документам лейтенанта В. Шевцова.

 С отданием воинских почестей, на малой родине в различных регионах страны и ближнего Зарубежья были захоронены 31 именная капсула с морской водой. По старой морской традиции, вода взята с места гибели АПЛ «К-8», так как лодка покоится на почти пятикилометровой глубине, и поднять ее невозможно.

Капсулы доставила руководитель группы «Морская вахта памяти» Русина М.А. из Санкт-Петербурга.

«Морская вахта памяти» и сегодня продолжает свою поисковую работу.  

        

 

 

Информация об участии в мероприятии «Жизнь и быт донского казачества» (в рамках реализации проекта «Пушкинская карта»).

5 апреля 2023 года обучающиеся Верхнемакеевской школы, имеющие Пушкинскую карту, приняли участие в мероприятии, посвященном жизни и быту донского казачества. Ребята узнали много интересного о зарождении донского казачества, о том, как казаки вели хозяйство, как было организовано самоуправление в станицах. Очень удивили  традиции и обычаи в строительстве жилья, в воспитании детей, во взаимоотношениях между членами семьи, в подготовке к военной службе.

В заключение мероприятия школьники познакомились с предметами быта казаков и сделали фото на память.

  

 

   

Об участии в проекте «Памятные даты военной истории России»:

1. /Muzeishkolu/pamjatnye_daty_russkoj_istorii.docx;

2. /Muzeishkolu/pamjatnye_daty_russkoj_istorii-1.docx

Об организации поездки учащихся в музей Нижне-Калиновской школы: /Muzeishkolu/na_sajt_v_muzej.docx

 

Информационные и электронные образовательные ресурсы
Вход на сайт
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz